Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

01 декабря, 15:31
Илья Рассолов
Доктор юридических наук, профессор
Биография | Все материалы автора (1)

Особенности правового регулирования отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в киберпространстве

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в области использования сети Интернет является самым дискуссионным и сложным в информационном праве.

По мнению А. Б. Венгерова, информационными отношениями («диагональными») выступают социальные отношения, имеющие техническо-организационную сторону и социальное содержание, которые выделяются на определенном этапе развития общества (для целей автоматизации управления); это отношения, которые складываются в сфере управления народным хозяйством между работниками, их коллективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Они носят объективный характер, то есть облекаются в объективную материальную форму.

Информационное отношение (по сути «реальное» или «фактическое» отношение, входящее в предмет информационного права) можно также определить как волевое общественное отношение, в котором информация выступает благом, по поводу которого возникают права и обязанности субъектов. Подобный вид отношений как объект правового регулирования появляется не сразу, а на определенном этапе развития общества и технических средств обработки информации.

Правоотношение – это «возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства».

Исходя из приведенных точек зрения можно заключить, что информационное правоотношение – это собирательное понятие, включающее в себя урегулированное информационным законодательством различные по правовой природе общественные отношения, объединенные связью с особым объектом – благом особого рода – информацией. Это благо особого рода состоит и проявляется в неразрывной связи (двуединстве) информации со своим носителем.

Т. А. Полякова среди особенностей информационных отношений называет следующие: эти отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере в процессе обращения обособленной информации; они отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования; информационные отношения определяют государственную политику в области защиты информационных прав и свобод человека и гражданина. Автор считает, что многоотраслевой характер правовых отношений в информационной сфере предполагает их комплексное регулирование при сбалансированном применении различных отраслевых норм.

Следует особо отметить, что административные отношения в информационном праве носят, главным образом, организационный характер. Они служат предпосылкой возникновения всего комплекса отношений между субъектами по поводу оборота информации. Например, это отношения по регистрации сетевых средств массовой информации; отношения по использованию технической инфраструктуры Интернета (скажем, выдача лицензии сервис-провайдеру), создание федеральных баз данных, архивов, электронных библиотек, каталогов и т.д.

Таким образом, при регулировании информационных правоотношений, в зависимости от их характера, используются методы, применяемые гражданским и административным правом. Однако, они базируются на предусмотренных информационным правом принципах. Это еще раз свидетельствует о том, что сегодня сложились все предпосылки для признания информационного права одной из комплексных отраслей права.

Особый интерес в этой связи представляет точка зрения И. Л. Бачило. Среди правоотношений в информационной сфере известный профессор выделяет: «виртуальные связи в Интернете» и «так называемые виртуальные отношения», которые от обычных правоотношений отличаются тем, что: «во-первых, формируются и реализуются на основе информационных технологий с минимальным потенциалом традиционных документированных ресурсов, и, во-вторых, совершаются между виртуальными субъектами».

На наш взгляд, наиболее точной является позиция Д. В. Грибанова, который считает, что общественные отношения, возникающие с использованием глобальных компьютерных сетей, выступают особыми информационными отношениями, направленными на организацию движения информации в обществе и обусловленными информационной природой самого общества. Эти особые отношения автор называет информационно-кибернетическими. Он доказывает, что участвовать в информационно-кибернетических отношениях можно только посредством ЭВМ, подключенной к компьютерной сети.

Итак, можно выделить некоторые особенности исследуемых отношений: обязательное наличие технической компоненты, информационное наполнение данного вида отношений и особый субъектный состав. Кроме того, они не всегда гарантируются или обеспечиваются принудительной силой какого-то одного государства, так как исследуемая сфера планетарная по своей сути. Таким образом, исследуемые отношения характеризуются главным образом теми особенностями, которые вытекают из специфической среды их формирования и существования – информационной среды всемирной компьютерной сети Интернет. Поэтому они выступают как общественные отношения, протекающие в электронной форме в киберпространстве.

Основываясь на обозначенных научных определениях, в настоящее время интернет-отношения можно определить таким образом: это часть отношений в виртуальном пространстве, участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернете.

Анализ правоприменительной практики разных стран показывает, что отношения, регулируемые интернет-правом, как и правоотношения в строгом смысле слова, возникают, изменяются и прекращаются при наличии следующих предпосылок: во-первых, если существует необходимая норма информационного, гражданского, международного и иного права, которая распространяет свое действие на соответствующих субъектов (причем здесь речь идет как о нормах как национального, так и зарубежного законодательства); во-вторых, когда субъекты выступают в качестве носителей необходимых прав и обязанностей (то есть, физические лица должны обладать всеми качествами полноценной личности, правоспособностью и дееспособностью); в-третьих, когда возникают юридические факты (скажем, имело место заключение договора купли-продажи через Интернет, открытие сайта, совершение субъектом компьютерного правонарушения и др.), т. е. конкретные обстоятельства, с которыми субъекты могут связывать возникновение, изменение или прекращение интернет-отношений.

В зависимости от ситуации в Интернете и собственно характера информационного воздействия на интернет-отношения, они могут быть информационными правоотношениями, а могут быть морально-этическими отношениями. В узком смысле можно считать их информационными отношениями, которые возникают, изменяются и прекращаются в одной из структурных зон инфосферы, в киберпространстве. Специфика интернет-отношений заключается в следующем:

1).В особом субъектном составе. Они могут возникать между особыми субъектами (например, операторами связи, провайдерами, разработчиками сетей, международными организациями, отвечающими за развитие протоколов Интернета).

2).Эти субъекты могут находиться в разных странах, их деятельность может регулироваться законодательствами разных стран.

3).Интернет-отношения невозможны без использования информационно-телекоммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, то есть складываются по поводу информации в Интернете. Объектом этих отношений выступает не всякая информация, а только та, которая обрабатывается в киберпространстве.

4).Они выделяются на определенном этапе развития общества, государства и технологий, как в свое время считал А. Б. Венгеров для целей автоматизации управления различными информационными системами (в нашем случае сложной кибернетической системы – Интернета).

Интернет-отношения можно квалифицировать по разным основаниям.

- в зависимости от субъектов можно выделить отношения: между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами; между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете; между провайдерами (операторами) и Министерством связи и массовых коммуникаций России, выдающим лицензии на оказание онлайновых услуг; между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями и др.

- по государственной принадлежности физических и юридических лиц, которая закреплена в законодательных актах. По этому критерию можно выделить отношения: между отечественными и зарубежными провайдерами; между последними и отечественными пользователями Интернета; между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; между отечественными и зарубежными разработчиками сетей; между специалистами и др.

- В зависимости от конкретных целей возникновения и, соответственно, информационного воздействия можно выделить две группы отношений: внутренние (осуществляются в самом киберпространстве); и внешние (связанные с оказанием внешних информационных услуг).

Анализ позволил сделать вывод о том, что интернет-право охватывает довольно широкий круг отношений. Все они в известной мере характеризуют «предметную область» этого межотраслевого института права, как совокупности норм, взятых из различных отраслей права и регулирующих информационные отношения в киберпространстве.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru