Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Лина Тальцева
Старший юрист-аналитик «Адвокатское бюро КИАП»
Биография

Перелеты в Крым: юридические аспекты

С 25 апреля 2014 года рейсы по маршруту Москва-Симферополь в аэропорту Шереметьево обслуживаются во внутренней зоне терминала D.

По сообщению пресс-службы аэропорта, данные изменения основаны на соответствующем решении пограничной службы ФСБ РФ. Таким образом, рейсы в Крым будут выполняться по правилам и технологиям внутрироссийских перевозок без процедуры пограничного и таможенного контроля.

Однако в начале апреля Международная организация гражданской авиации (сокр. «ИКАО» от англ. International Civil Aviation Organization) подтвердила, что Симферопольская зона управления воздушным движением остается в ответственности Украины.

Более того, Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретил европейским авиаперевозчикам полеты в аэропорты Симферополя и Севастополя, а также рекомендовал воздержаться от транзитных рейсов над территорией Крыма.

Вместе с тем, российская Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) уведомила как российские, так и иностранные авиакомпании, что с 3 апреля 2014 года управление воздушным движением над Крымом перешло Симферопольскому центру управления полетами, которое подчиняется российскому ведомству.

Фактически Симферопольский ЦУП не прекращал обслуживать свой район ответственности над Крымом и частью акватории Черного моря.

Попробуем разобраться, какое значение имеют решения ИКАО и Евроконтроля, а также какие последствия они влекут для аэропорта Симферополя и российских авиакомпаний, которые осуществляют перелеты на территорию Крыма.

ИКАО — это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, созданное в 1944 году для содействия безопасному и упорядоченному развитию международной гражданской авиации во всем мире. Она устанавливает международные стандарты и правила, необходимые для обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, эффективности и регулярности воздушных перевозок и охраны окружающей среды от воздействия авиации.

Для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полетов, обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах, а также в качестве адресов аэропортов в международной сети телеграфной авиационной связи AFTN ИКАО присваивает аэропортам четырехбуквенный уникальный индивидуальный индекс (указатель местоположения ИКАО).

Индексы ИКАО имеют региональную структуру:

  • Первые две буквы образуют региональный префикс. Первая буква кода идентифицирует регион в мире — континент, часть континента (например, «E» — Северная Европа, «L» — Центральная и Южная Европа) или страну с большой территорией («K» — континентальная часть США, «С» — Канада, «Y» — Австралия).
  • Вторая буква идентифицирует страну в регионе, соответствующем первой букве.
  • Третья и четвертая буквы кода определяют аэропорт в этой стране.

Указатели (индексы) местоположения ИКАО ежеквартально обновляются и публикуются в открытом доступе. На момент подготовки настоящей заметки действует редакция ICAO.Doc 7910/150.

Вместе с тем, вопрос признания или не признания принадлежности территории Крыма России или Украине не входит в компетенцию ИКАО.

В аннотации ICAO.Doc 7910 подчеркивается, что «употребляемые обозначения и изложение материала в настоящем издании не означают выражения со стороны ИКАО какого бы то ни было мнения относительно правового статуса страны, территории, города или района, или их властей, или относительно делимитации их границ».

Следует отметить, что различные, в том числе и политические, причины могут быть исключением из правила о региональном принципе присвоения аэропортам кодов ИКАО.

В англоязычной Википедии приводятся следующие примеры:

  • авиабаза RAF Mount Pleasant на Фолклендских островах имеет код EGYP, по которому можно было бы сделать вывод, что территориально база находится в Соединенном Королевстве. Однако индекс в данном случае означает лишь тот факт, что территория находится под контролем Англии. На тех же Фолклендских островах расположен гражданский аэропорт Port Stanley с кодом SFAL, соответствующий территории Южной Америки.
  • Сен-Пьер и Микелон контролируются Францией и им присвоены европейские коды, хотя расположены они в 20 км к югу от канадского острова Ньюфаундленд.
  • Когда было заявлено о независимости Косово, соответствующим аэропортам были присвоены коды BKxx, что соответствует региональной группе аэропортов в Гренландии и Исландии. Сделано это было по той причине, что в регионе L (Южная Европа) на тот момент были исчерпаны все доступные 2-значные префиксы.

Таким образом, получается парадоксальная ситуация.

С одной стороны, вопрос признания или непризнания принадлежности территории Крыма России или Украине не входит в компетенцию ИКАО, а из положений Конвенции гражданской авиации 1944 года (более известна как «Чикагская конвенция 1944 года») следует главенство принципа территориальной целостности и суверенитета договаривающихся государств.

С другой стороны, локальный индекс аэропорта невозможно присвоить без понимания того, какому конкретно государству принадлежит территория. В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) значится, что «в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

Как бы то ни было, Крым продолжает оставаться «спорной территорией», т.е. территорией, чья государственная принадлежность является предметом спора между двумя государствами – Россией и Украиной. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, признающую состоявшийся в Крыму 16 марта референдум о присоединении к России незаконным.

ИКАО, являясь специализированным учреждением ООН, следует данной резолюции.

Поскольку локальные индексы аэропортов используются авиакомпаниями, органами управления воздушным движением, метеорологическими службами для информационного обмена, то, на наш взгляд, у Евроконтроля возникли обоснованные сомнения в том, что передаваемая информация не будет искажена ввиду путаницы с государственной принадлежностью территории аэропорта.

Российские авиакомпании не находятся под юрисдикцией Евроконтроля, поэтому выполнение запретов для них не является обязательным. Наложение на авиакомпании каких-либо санкций со стороны ИКАО также невозможно, поскольку в данной ситуации функция ИКАО сводится к утверждению либо отказу от утверждения индекса аэропорта.

На сегодняшний день есть все основания предполагать, что аэропорты Симферополя и Севастополя могут на долгое время оказаться в международной изоляции. События могут развиваться таким же образом, как и в других спорных территориях, например, в сухумском аэропорте.

Напомним, что Россия после августовских событий 2008 года признала независимость грузинских автономий - Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси объявил Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями и разорвал дипломатические отношения с Россией.

ИКАО на основе требования авиационных властей Грузии аннулировала международный код, присвоенный сухумскому аэропорту «Бабушера». Запись о предоставлении кода, определяющего международное местоположение сухумского аэропорта, исключена и по сей день не внесена в Указатели. Таким образом, выполнение каких-либо международных полетов невозможно. Правда необходимо отметить, что в последние десятилетия инфраструктура данного аэропорта пришла в удручающее состояние. Так что присвоение нового локального индекса вряд ли позволит сразу же возобновить международные перелеты.

Впрочем, ситуация не так страшна, как кажется. В Симферополь выполняют внутренние рейсы российские авиакомпании, связывая территорию Крыма с Московским авиационным узлом. Аэропорты многих других городов Российской Федерации также не имеют возможности обеспечивать прямое международное воздушное сообщение. Аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево вполне способны обеспечить потребности населения нового субъекта Российской Федерации в беспрепятственном передвижении.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru