Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

БЛОГИ

Евразийские права человека

Доминированию одностороннего западного подхода к защите прав человека может быть положен конец уже в этом году благодаря появлению Евразийского Альянса омбудсменов. Ожидается, что в ближайшее время Меморандум о его создании подпишут представители восьми государств. Большие усилия для того, чтобы эффективность правозащитных механизмов в нашем регионе вышла на новый уровень, прикладывает российский омбудсмен Татьяна Москалькова.

Согласно положениям Меморандума, «основными задачами Евразийского Альянса омбудсменов являются сотрудничество в сфере защиты прав человека, распространение знаний о способах защиты прав человека, осуществление международного сотрудничества Евразийского Альянса Омбудсменов с Верховным комиссаром ООН по правам человека, Комиссаром по правам человека Совета Европы и другими международными институтами с целью содействия и обеспечения прав человека», говорится в статье, размещенной на сайте РАПСИ.

Планировалось, что Меморандум о создании новой международной организации подпишут в сентябре на встрече в Бишкеке представители Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, Молдовы и Армении. Однако в последний момент желание присоединиться к документу изъявили еще три государства. Омбудсмены Турции, Ирана и Монголии захотели более тщательно ознакомиться с документом, поэтому подписание Меморандума было отложено.

Инициатива создания альянса принадлежит киргизскому и казахскому омбудсменам. Эту идею полностью поддержала уполномоченный по правам человека России. По словам Москальковой, «именно евразийское пространство в сфере защиты прав человека сегодня готово поднять наши механизмы на более высокий уровень эффективности. Это региональное интеграционное сообщество расширит возможности омбудсменов по защите прав наших граждан, которые мигрируют, путешествуют, работают на территории других государств», - заявила российский омбудсмен.

Азиатские права человека

Особое значение этой истории придает тот факт, что восемь государств, которые уже проявили желание вступить в альянс, населяют представители самых разных религиозных конфессий, придерживающихся собственных национальных традиций в подходе к правам человека. Половина из представленных стран – мусульманские, при этом в Иране доминируют шииты, а, например, в Узбекистане – сунниты, что также можно отнести к совершенно разным традициям. В трех государствах преобладает христианское вероисповедание, но традиции в них также различаются (православие византийской традиции в России и Молдове, а также древней восточной традиции – в Армении). Наконец, население Монголии и вовсе в большинстве своем исповедует буддизм.

Благодаря такой мультикультурности Евразийский Альянс омбудсменов способен оказать важнейшее благотворное влияние на правозащитный вопрос, приобретающий краеугольное значение в современном мире. Речь идет о равном уважении традиционных подходов к человеческим правам в различных культурах при опоре на единые базовые права, которые, впрочем, еще предстоит заново сформулировать.

Например, многие из пунктов Всеобщей декларации прав человека 1948 года не только не находят отклика у населения целого ряда стран, но и вступают в конфликт с устоявшимися нормами и ценностями традиционных обществ. Поэтому требования западных стран соблюдать декларацию прав человека в формулировке ООН, как и отказ всерьез рассматривать региональные корректировки, воспринимается как политическое давление сродни неоколониализму.

Особо критически к концепции универсальности прав человека относятся представители мусульманских стран. В 1981 году представитель Ирана в ООН Саид Раджаи-Харасани сформулировал позицию своей страны, которая стала базовой и для большинства других исламских государств, в отношении Всеобщей декларации прав человека. Он назвал документ «светским пониманием иудео-христианской традиции», которое не может быть реализовано мусульманами без нарушения исламского законодательства.

Источниками исламской концепции прав человека являются Коран, Сунна, Иждтихад, судебные решение и иные исламские соглашения по правам человека. Основные ее положения: правоверные абсолютно равны; каждый мусульманин вправе требовать от государства уважения своих основных прав; взаимная ответственность общества и индивида; индивид не является субъектом международного права в отличие от исламского государства.

В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что исключительно Всевышний является автором закона и источником прав человека. В силу своего божественного происхождения они не могут быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой. Поэтому вариант принятия или хотя бы интегрирования западной правовой системы в исламский мир практически исключен.

Выходом в такой ситуации может стать идея «перекрестной системе прав»: создание параллельных институтов, которые будут базироваться на основополагающей единой гуманистической платформе, но предлагать для представителей разных культур, традиций и уклада альтернативные площадки для защиты своих прав. Для решения такой задачи именно альянс является лучшим форматов по определению: как «союз между государствами для достижения общих целей».

Если этот проект удастся реализовать, то России и конкретно омбудсмену Татьяне Москальковой может принадлежать выдающаяся роль в мировых масштабах: с учетом многоконфессиональности нашей страны и богатого опыта равного учета традиционных подходов к правам человека различных конфессий, эти навыки и схемы могут быть экстраполированы на работу нового международного института – Евразийского Альянса омбудсменов.

Фактически идея «перекрестной системы прав» уже успешно реализуется в России в последние годы: Москальковой удается находить равные возможности для защиты прав человека, как в Москве, Петербурге, так и, например, в Чечне, Дагестане, Тыве. Этот опыт может быть использован при участии российского омбудсмена для выстраивания аналогичных взаимоотношений и консенсуса в правовом подходе между такими странами, как Иран, Монголия, Армения… В случае успеха данного эксперимента этот его результаты могут быть использованы для построения новой глобальной более справедливой системы прав человека, учитывающей все национальные традиции.

Практические шаги

По большому счету, этот процесс, создания мультикультурной международной правозащитной базы, уже начался. 16 октября Москалькова и главный омбудсмен Турции Шереф Малкоч провели совместный семинар на тему «Анализ полномочий и деятельности обоих институтов, в том числе в области международного сотрудничества».

Омбудсмены рассказали об особенностях работы института уполномоченного по правам человека в своих государствах, обменялись опытом лучших практик правозащитной деятельности и обсудили планы по дальнейшему сотрудничеству.

Кроме того, уполномоченный по правам человека РФ в предвестии создания евразийского альянса предложила создать единую электронную информационную базу институтов омбудсмена мира для обмена правовой информацией: где омбудсмены разных стран «могли бы обменяться лучшими практиками о принципах, механизмах и инструментах, которые используются уполномоченными по правам человека», - пояснила Москалькова.

Впрочем, разговоры о создании единого азиатского института прав человека идут уже довольно давно. Например, больше трех лет обсуждается проект создания Азиатского суда по правам человека. Но нынешний проект качественно отличается от предыдущих попыток в этом направлении. Именно сотрудничество омбудсменов может придать нужный импульс для обновления международной системы прав человека, поскольку, как отмечала Москалькова, непосредственный контакт с актуальными правовыми потребностями населения позволяет омбудсменам предлагать эффективные решения в сфере совершенствования законодательства на основании анализа обращений граждан.

В этой связи создание Евразийского Альянса омбудсменов может выйти далеко за рамки заявленных задач. А Россия в его составе усилиями Москальковой вполне способна государством, не только гарантирующим стабильность международной системы прав человека, но и задающим новые действенные стандарты.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru