Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

17 февраля, 14:19

Вступление в силу постановлений Правительства РФ по налогам: никаких особенностей?

По уже сложившейся в течение многих лет традиции, завершение календарного года – жаркая пора для нормотворчества в сфере налогов, приводившего, зачастую, к головной боли у налогоплательщиков и налоговых органов из-за вопроса, когда же начинать применять новые правила.

Ранее этим «отличался» больше законодатель, внося изменения в Налоговый кодекс в последних числах декабря. Однако в ушедшем году решило не отставать и Правительство РФ, приняв 26 декабря 2011 года постановление № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», призванное заменить аналогичное постановление от 2 декабря 2000 года № 914.

Очевидные сложности

Принятие постановления № 1137 вызвало немало вопросов. И, прежде всего, вопрос о том, с какого момента следует его применять. Сложность заключалась в том, что это постановление было передано для публикации в № 3 «Собрания законодательства РФ» за 2012 год, которое датировано 16 января.

Из этих исходных данных некоторые специалисты поспешили сделать вывод, что и применять постановление № 1137 надо уже с 24 января 2012 года, то есть по истечении 7 дней со дня официального опубликования акта Правительства РФ, как это предусмотрено пунктом 6 указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Однако фактически из печати номер вышел позднее, чем 16 января. В связи чем возникает вполне логичный вопрос: насколько обоснованно брать за точку отсчёта число, которым датировано официальное издание?

К счастью, на этот вопрос ответил Конституционный Суд РФ ещё в 1996 году. Так, в пункте 6 постановления от 24 октября 1996 года № 17-П указано, что «день 11 марта 1996 года, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации" с текстом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами».

Получается, что 16 января 2012 года не может быть признано датой официального опубликования постановления № 1137. И вопрос, когда же следует применять новые правила, мог бы остаться открытым.

Министерство-помощник

Однако в этот раз на помощь всем участникам налоговых правоотношений пришёл Минфин РФ, который, предвидя многочисленные споры о моменте вступления в силу постановления № 1137, разъяснил этот момент в письме от 31 января 2012 года № 03-07-15/11.

В указанном письме финансовое ведомство поступило просто. Не вдаваясь в особенности правового регулирования официального опубликования и вступления в силу актов правительства РФ по налогам, оно пояснило, что «учитывая опубликование текста постановления в "Собрании законодательства Российской Федерации" в январе 2012 года, полагаем возможным применение до начала очередного налогового периода, то есть до 1 апреля 2012 года, новых форм соответствующих документов наряду с формами, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914».Таким образом, в этот раз возможные конфликты с налоговыми органами в связи с различным пониманием момента вступления в силу Постановления № 1137 были своевременно предотвращены за счёт оперативных разъяснений Минфина.

Двойственность подходов

Рассматриваемый частный случай позволяет поднять более общую тему – в каком же порядке вступают в силу акты Правительства РФ в сфере налогов? Итак, повторимся, что по правилу, установленному указом Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Изучение разъяснений государственных органов (например, письма МНС РФ от 5 апреля 2004 года № 04-03-11/54) и судебных актов (в частности, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2007 года № А19-5427/07-5-Ф02-7898/07, ФАС Центрального округа от 30 марта 2005 года № А68-АП-308/14-04-472/14-04, 9 ААС от 19 мая 2009 года по делу № А40-72400/08-20-366) показало, что на практике бытует мнение о применимости общего семидневного срока и к «налоговым» постановлениям Правительства.

Однако такой подход представляется, по меньшей мере, небесспорным, поскольку налоговые правоотношения как предполагающие безвозмездное изъятие у налогоплательщиков части собственности должны предусматривать специальные, повышенные гарантии защиты от нарушения прав в результате принятия новых нормативных актов в этой сфере.

Именно поэтому законодатель установил в статье 5 Налогового кодекса (НК) РФ специальные правила в отношении действия актов налогового законодательства во времени. Согласно предусмотренному в пункте 1 этой статьи общему правилу, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением некоторых случаев (например, если вводится новый налог или если иные сроки установлены в самом законе).

Формально, акты Правительства не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Но это не значит, что приведенное выше правило вступления в силу к ним неприменимо. Для таких случаев законодатель специально в пункте 5 статьи 5 НК РФ предусмотрел, что «положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».

Использованный законодателем подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в пункте 2 определения от 3 февраля 2010 года № 165-О-О указал, что «конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности».Следовательно, согласно общему порядку, постановления Правительства РФ не должны считаться вступившими в силу, если с момента их официального опубликования не прошло месяца, и не начался новый налоговый период по соответствующему налогу.

Что делать?

Вероятно, встречающийся на практике иной подход к определению вступления в силу можно объяснять тем, что в пункте 5 статьи 5 НК РФ акты Правительства прямо не упомянуты, говорится лишь об актах федеральных органов исполнительной власти.Однако думается, что такая небольшая техническая неточность не должна препятствовать применению соответствующих правил в отношении актов Правительства, поскольку:

Во-первых, из части 1 статьи 110 Конституции РФ следует, что Правительство является органом исполнительной власти;

Во-вторых, было бы очень странно, если специальный порядок действия актов во времени, обеспечивающий дополнительные гарантии налогоплательщикам, применялся к федеральным законам и нормативным актам ведомств, но обходил стороной акты Правительства.

Для исключения возможных споров и предупреждения вероятных нарушений прав налогоплательщиков при отсчёте момента вступления постановлений Правительства в силу в ускоренном порядке (по истечении 7 дней), целесообразно внести уточнения в статью 5 НК РФ, прямо указав, что правила этой статьи распространяются и на акты Правительства.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru