Экспертная юридическая система

«LEXPRO» - это информационно-правовая база данных
объемом свыше 9 миллионов документов
и мощный аналитический инструментарий

Контактная информация

+7 (499) 753-05-01

АНАЛИТИКА

22 ноября, 16:11

Юстиция реформируется

Министерство юстиции РФ опубликовало для общественного обсуждения проект Государственной программы РФ «Юстиция».

Программа касается реформирования и развития важнейших направлений юридической деятельности, курируемых Минюстом — адвокатуры, нотариата, исполнительного производства и исполнения наказаний — и рассчитана на период до 2012 года. За это достаточно короткое время на реализацию предложенных инициатив планируется потратить из федерального бюджета более двух триллионов рублей.

Программа очень объемна и насчитывает в общей сложности более трехсот страниц. В связи с этим подробное рассмотрение всех изложенных в ней предложений в рамках данной статьи невозможно. Поэтому остановимся лишь на наиболее ярких идеях чиновников.

Исполнительное производство

Наибольшее число нововведений, привлекающих внимание, сконцентрировано в разделе, посвященном совершенствованию деятельности Службы судебных приставов. Авторы программы, похоже, задумали серьезно увеличить ее полномочия, превращая Службу чуть ли не в одну из самых могущественных силовых структур.

Например, в программе предлагается возложить на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) такие функции, как административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории РФ по решению суда, конвоирование в суд содержащихся под стражей лиц, обеспечение физической безопасности (защиты) судей. В долгосрочной перспективе предложено сформировать новую систему некриминального розыска, осуществляемого судебными приставами, для чего следует, по мнению авторов документа, наделить ФССП отдельными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Одной из центральных тем этого раздела программы выступает борьба с многочисленными, но очень незначительными долгами, производство по которым требует неоправданных, по мнению Минюста, усилий. Так, в документе предлагается установить требование, что любой взыскатель, обратившийся за помощью к ФССП, должен будет сначала за это заплатить. Мотивом для такого нововведения разработчики программы называют необходимость компенсации хотя бы части расходов на осуществление исполнительного производства. По их мнению, указанная мера позволит резко уменьшить количество заведомо безнадежных исполнительных документов: попросту станет невыгодно требовать взыскания сумм, меньших, чем тариф на взыскание. В качестве другого способа борьбы с «малозначительными» задолженностями – на этот раз, фискальными – предлагается создание правового механизма их накопления. Говоря проще, производство не будет начато, пока совокупная сумма долга не окажется выше определенного порога. В качестве такового предлагается сумма 3 тыс. руб..

Что касается случаев, когда приставы все же будут работать, авторы программы настаивают на облегчении их труда. Например, путем закрепления обязанности должника содействовать судебному приставу. По мнению Минюста, необходимо предусмотреть обязанность должника подавать судебному приставу декларацию об имущественном положении, уклонение от предоставления которой или искажение данных в которой должно влечь уголовную ответственность. Кроме того, судебному приставу должно быть предоставлено право выносить постановление об ограничении специальных прав должника-гражданина (например, права на управление транспортным средством), уклоняющегося от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вообще, тема ответственности в разделе о реформе исполнительного производства звучит постоянно. Так, авторы настаивают на усилении ответственности лиц, препятствующих их работе, и считают необходимым установить уголовную ответственность за неисполнение любых требований, содержащихся в исполнительном документе. Действующая статья 315 Уголовного кодекса (УК) РФ предусматривает такую ответственность исключительно в отношении представителей власти и чиновников, а также сотрудников организаций. Минюст считает, что такой же ответственности должны подлежать индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие, а также физические лица.

Задуманное расширение возможностей ФССП делает, по мнению Минюста, бесполезным существование рыночных конкурентов приставов – коллекторов, которые в программе названы «параллельными квазигосударственными структурами» и «фактором для развития коррупции». Минюст полагает, что после предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов, роль коллекторов должна ограничиваться лишь консультированием взыскателя по вопросам исполнения, профессиональным посредничеством между ним и ФССП, предоставлением судебному приставу информации и содействием медиации. Министерство также считает необходимой оговорку о том, что коллектор не имеет специального статуса и больших прав, чем имеются у кредитора в соответствии с гражданским законодательством.

Нотариат

Достаточно масштабно планируется изменить и работу российских нотариусов.

Первое, что предполагается в этом отношении — окончательное упразднение государственных нотариальных контор, которые неэффективны в смысле обеспечения населения нотариальными услугами (и при этом нерентабельны), и введение на всей территории Российской Федерации единой небюджетной модели нотариата.

По мнению авторов, также необходимо:

- вернуть обязательную нотариальную форму для сделок с недвижимым имуществом;

- возложить на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав граждан и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц и т.д.);

- расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнести к ним, в частности, исполнительные надписи в сфере договорных обязательств;

- законодательно закрепить доказательственную силу нотариально оформленных документов и освободить стороны судебных процессов от доказывания обстоятельств, содержащихся в любом нотариально удостоверенном документе;

- закрепить право нотариуса не только истребовать от заявителей необходимые документы, но и самостоятельно собирать бумаги, а также осуществлять инициативную проверку их достоверности.

Уголовно-исполнительная система

В рамках развития этого направления планируется:

- перепрофилирование большей части исправительных колоний в тюрьмы, создание новых колоний-поселений;

- установление повышающих коэффициентов при зачете времени содержания в СИЗО в срок лишения свободы;

- введение новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (например, электронных браслетов), в том числе, и в качестве альтернативы содержанию под стражей;

- обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении совокупность различных факторов и обстоятельств;

- создание службы пробации, которая будет занята адаптацией лиц, выходящих на свободу.

Планируется также разработать комплекс мер по стимулированию работодателей к организации рабочих мест для осужденных к исправительным работам. Для этого предлагается перечислять зарплату таких осужденных в бюджет соответствующего муниципального образования, а также продумать вопрос предоставления налоговых льгот организациям, использующим труд осужденных к исправительным работам.

На десерт

Любопытным показался и тот факт, что еще о двух своих предложениях Минюст упоминает в документе очень скромно. Хотя именно они как раз и могут оказать наибольшее влияние как на бизнес, так и на граждан.

Речь идет о передаче государственной регистрации всех юридических лиц в ведение органов юстиции (вместо налоговой), а также об установлении пресловутой адвокатской монополии на «значимые виды юридического консультирования». Дискуссии и по одной, и по другой темам давно превратились в то, что на интернет-жаргоне называется holy war, то есть принципиальный спор, в котором невозможна окончательная победа ни одной из дискутирующих сторон.

В целом же нельзя не отметить, что характерная черта всей программы – значительное усиление правовых институтов, контролируемых непосредственно Минюстом. Само же министерство в случае принятия всех его предложений приобретет поистине невиданную власть.Однако этот вариант развития событий вряд ли устроит представителей других органов власти. Поэтому нет никаких сомнений, что они уже весьма скоро осложнят жизнь самому Минюсту, превратив попытки утвердить госпрограмму в изощренную аппаратную борьбу.

Код для вставки в блог

Обновления в базе Лекспро

06 декабря, 21:44
Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 823 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237"

06 декабря, 20:53
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

06 декабря, 20:43
Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

24 ноября, 18:28
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 г. Москва "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

06 мая, 12:54
<Письмо> Банка России от 30.04.2020 N 015-44/3203 "О представлении микрофинансовыми институтами отчетности"

Свидетельство о регистрации СМИ, выданное Роскомнадзором, Эл № ФС77-47693 от 08.12.2011 г.
Учредитель — ООО «ЛЕКСПРО».
Связь с редакцией:
119019, г. Москва, Б. Знаменский пер.,
д. 8/12, стр. 3, кв. 18
+7 (499) 753-05-01
hotline@lexpro.ru